Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Галина ВОЛЧЕК: Врачи для меня - особые люди

За несколько секунд до начала нашей беседы с Галиной Волчек вдруг раздалось знакомое урчание звуков холтеровского монитора артериального давления. Всего десяток секунд, но в голове у меня пронеслось - вот прекрасный повод начать разговор с медицинской темы, с вопросов о состоянии здоровья и т.п. И все-таки победила тема, которая волновала очень давно...

- Галина Борисовна, для нас в молодости возглавляемый вами "Современник" был одним из "окон в Европу", символом духовного раскрепощения. Не жалеете ли вы о тех колоссальных усилиях?

- Мы испытываем удовлетворение от того, что, взяв когда-то на себя такое смелое название, как "Современник", сумели, похоже, сформировать тогда своего зрителя. Сегодня театр снова востребован. Когда придете к нам на спектакль, то увидите огромное число молодежи - это не случайные ребята, которые по радио услышали музыку из наших спектаклей и пришли. Это, возможно, внуки или те, кто связан с людьми, выходившими из этого зала в 60-70-е, а потом и в 90-е годы. Для нас очень дорога эта преемственность поколений. Когда нас спрашивали, кто наш главный зритель, мы тогда отвечали: "Мэнээс" - младший научный сотрудник. Впрочем, это били и студенты, и представители интеллигенции, в основном технической. Потом они становились профессорами, академиками, оставаясь нашими верными поклонниками. Среди них были и такие известные люди, как Бруно Пантекорво, Лев Ландау, Яков Зельдович, бывавший на всех премьерах, Юрий Харитон, который, живя в Арзамасе и приезжая в Москву, всегда наведывался в "Современник".

- А из медиков кто запомнился?

- Удивительный человек, я даже не могу подобрать определение, настолько широки и глубоки были его знания литературы, искусства, театра, известнейший гематолог, академик АМН СССР Иосиф Кассирский. Он мне признался, что в молодости сам писал пьесы...

А вообще же, мы все трудились ради того, чтобы жизнь становилась лучше.

- Оправдались ваши надежды?

- Так нельзя ставить вопрос. "Поезд" шел с огромной скоростью 75 лет в одном направлении, а потом, не затормозив, помчался в противоположную сторону. Это не могло не сказаться на сознании людей, на их жизни, на экономике. Страна больна от этого крутого поворота. Ведь метеозависимые люди страдают даже от изменений климата, а тут... Однозначно ответить трудно. Есть то, чем можно гордиться, - нет цензуры, есть свобода, возможность побывать в других странах всем, не только олигархам. О недостатках ваши читатели знают лучше меня...

- Галина Борисовна, какие пьесы, по вашему мнению, определили путь "Современника" тогда, на заре.

- Это и "Вечно живые", с которого мы начинали, и "Назначение", и "Пять вечеров", и "Эшелон". Позднее "Валентин и Валентина".

- А насколько многочисленные новые пьесы, которыми вы постоянно пополняете репертуар театра сегодня, верны духу прежнего "Современника"?

- Наш дух - это наша вера в психологический русский театр, независимо от того, в какой форме он выражен. Не может такого быть, чтобы наш сегодняшний спектакль не отличался бы ни по форме, ни по взгляду, ни по эстетике от представления тех лет. Ведь в 2006 г. "Современнику" исполняется 50 лет! Я могу назвать те сегодняшние спектакли, которые мы выделяем в своей генеральной линии (но это не означает что других не признаем): "Крутой маршрут" - о самой трагической странице нашей истории, пьесы классиков и постклассиков - А.Чехова, Б.Шоу и других. Играем мы и Шиллера в постановке замечательного литовского режиссера Римоса Тумониса. Мы рискуем, но приглашаем молодых, острых режиссеров, у нас идут теперь такие спектакли, как "Гроза" Островского, поставленная не в стереотипах нашего начального периода, тех времен, когда нам приклеивали ярлыки типа "шептальные реалисты" и т.п. Автор открыт совершенно иными "отмычками". Это относится и к "Мама, папа, сын, собака", "Пионерка" Кирилла Серебренникова и его предыдущий спектакль по Т.Уильямсу "Сладкоголосая птица юности" с Мариной Нееловой. Многие спектакли идут уже по десятку лет, востребованы зрителями. Почти культовым стали "Три товарища".

- Галина Борисовна, театралы говорят, что вы особенно опекаете женскую часть труппы.

- Это очень неправильный, поверхностный, приклеенный ко мне ярлык. Ну а куда девать те потрясающие мужские создания, вышедшие из-под моей режиссуры, - Евгений Евстигнеев в роли Сатина, Олег Табаков в "Обыкновенной истории", Валентин Никулин, Игорь Кваша, Олег Даль и Игорь Мягков в "На дне". Это была мужская совершенно гениальная труппа. Это и недавнее открытие Сергея Гармаша в роли Лопатина в "Вишневом саде".

- Вы сами сказали "была". Ну а молодежь?

- Максим Разуваев, Александр Хованский, Сергей Юшкевич - все из "Трех товарищей", Сергей Гирин - все они молодые артисты. Летом прошлого года прямо со школьной скамьи я взяла Антона Хабарова, который уже сыграл главную роль в спектакле "Дама с камелиями". Вообще мы с молодежью занимаемся.

- Галина Борисовна, вы упомянули горячо любимого многими актера Евгения Евстигнеева, я знаю, вашего мужа...

- Он отец моего сына Дениса. Артист редкого таланта, за что и горячо любим зрителями. Он обладал выдающимся актерским умом, всего достиг, не обладая каким-то невероятным образованием. Приехал в Москву из городка Канавино под Горьким. Там он работал на заводе. И вот этот человек так сыграл роль Преображенского в "Собачьем сердцем", что дальше уже никакие комментарии не нужны.

- Ваш Денис тоже режиссер. Обмениваетесь ли мнениями о постановках друг друга?

- Безусловно, мне его мнение важно и дорого, я отношусь к нему с уважением, как, наверное, и он к моему. Вон на стене, видите, висит афиша его первого режиссерского фильма "Лимита". До него он работал кинооператором, за что получил много премий. Мне очень нравится и его фильм "Мама", серьезный, глубокий. А последняя картина "Займемся любовью", несмотря на пугавшее меня экстравагантное название, оказалась тоже очень интересной.

- Ваша девичья фамилия Волчек вошла в историю советского кино.

- Да, мой папа был известным кинооператором и кинорежиссером. Он вместе с М.Роммом снимал все фильмы о В.Ленине - "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году". Его работа - картины "Человек № 217", "Убийство на улице Данте" и др.

- Внук пошел по стопам деда... А у вас кроме любимой работы есть хобби?

- Ни на что другое нет времени. Есть дача, но заниматься там, скажем, цветами некогда. Все поглощает работа в театре.

- Тогда последний вопрос - как вы относитесь к медикам?

- Этого вопроса ждала и согласие на интервью дала только ради него. Врачи для меня - особые люди. Люблю людей, которые изначально выбирают себе тропу, идя по которой, можно помогать людям.

Моя личная жизнь сложилась так, что кое-какое нездоровье обнаружилось рано. В 11 лет мне сделал "маленькую" операцию (очевидно, предполагали, что она будет немаленькой) Сергей Сергеевич Юдин. Его лицо, глаза, руки, ауру, которая исходила от этого доктора, вспоминают до сих пор.

У меня была школьная дружба с Андрюшей Араповым, который стал известным хирургом, помню его отца.

Все мои близкие знают, что ни одна премьера в "Современнике" не проходит без приглашенных по спискам, и там всегда фигурируют медики. Так было, есть... Недавно я потеряла свою лучшую подругу, можно сказать сестру, которая была уникальным доктором, - Маню Борисовну Печерскую. В 35-летнем возрасте я с экстрасистолией пришла в клинику тогдашнего 1-го Московского мединститута к ней и Абраму Львовичу Сыркину, который и по сей день остается моим лучшим другом. Мане я могла позвонить в любое время с любой точки земного шара. Она так точно знала особенности всего организма человека, психологические особенности, что за прошедшие десятилетия ни разу не ошиблась в моем диагнозе, в назначении лекарств, которые она мне диктовала по телефону. Удивительный доктор, красавица-женщина! Боже мой, какое же счастье, что есть такие врачи!

Лет 35 назад Иннокентий Смоктуновский привел меня к креслу стоматолога Олега Глазова, который был в числе пионеров российской металлокерамики. А потом в этом кресле я видела и Володю Высоцкого, и Алису Фрейндлих, и многих других. Олег Глазов способен сделать человеку не просто красивую улыбку, он понимает природу человека, его личность и именно поэтому любит театр.

Другом моей молодости был и человек, которого знают все в нашей стране, - Александр Коновалов, академик РАН и РАМН, директор НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН.

Есть у нас и "свой доктор" - жена Игоря Кваши Татьяна Семеновна Путиевская, которая работает в Российском научном центре рентгенорадиологии рентгенобронхологом. За долгие годы Таня стала действительно полноправным членом нашего театрального коллектива, и ее диагнозы безупречно точны.

Но не подумайте, что я восторгаюсь только медиками старшего поколения. Очень ценю дружбу с доктором медицинских наук Димой Пушкарем, которым может гордиться Россия. Он работает заведующим урологическим отделением в московской клинической больнице № 50 и вылетает на операции во Францию и другие страны.

Видите, как близки мне медики и как бы я хотела пожелать этим замечательным людям счастья и здоровья!

 

Беседу вел Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

обозреватель "МГ".