Зло непреходящее...
Демографы, медики и представители средств массовой информации приняли участие в заседании "круглого стола", обсуждая тему "Будет ли запрещен аборт в России?". Поводом для такого разговора послужили раздающиеся из уст некоторых политиков и представителей Церкви предложения запретить аборты.
Периодически дискуссии вокруг искусственного прерывания беременности возникают во всех странах. Нигде эта проблема до конца не решена. По одну сторону стоят те, кто выступает за право женщины решать, сколько детей иметь, и в случае наступления нежелательной беременности самостоятельно принимать решение, как поступить. По другую находятся те, кто категорически возражает против такого права и настаивает на запрете абортов.
Следует напомнить, что российское законодательство позволяет женщине самостоятельно определиться до 12 недель беременности. После этого срока аборт возможен только при наличии определенных социальных показаний, утвержденных постановлением правительства, и по медицинским причинам (патология со стороны матери или плода и т.п.).
Каковы же мнения участников "круглого стола"?
В. ЕЛИЗАРОВ, руководитель Центра изучения проблем народонаселения, профессор МГУ:
- Одним из главных аргументов сторонников запрета на аборты является то, что уже больше 10 лет в России наблюдается депопуляция, смертность превышает рождаемость, численность населения все время сокращается. "Мы и так вымираем, - говорят они. - Если запретим аборты, рождаемость резко пойдет вверх". Предполагается, что число детей как бы автоматически возрастет на число прерванных беременностей. Однако это не так. Не все зачатые дети могут родиться живыми и здоровыми. Но даже если они появятся на свет без какой-либо патологии, лишь меньшая часть их будет желанными. А нежеланные дети - это масса проблем. Уже сегодня дома малютки заполнены, нередки случаи, когда женщины оставляют новорожденных в роддоме, на улице, а то и просто за ненадобностью выбрасывают в мусорный контейнер. Если запретить аборты, увеличится число детей, от которых будут пытаться избавиться, больше станет криминальных абортов (ведь всегда найдутся люди, готовые за определенную сумму прервать беременность), что приведет к росту бесплодия.
В России с 1936 по 1955 г. аборты уже были запрещены. Однако жизнь показала, что любой запрет может поменять ситуацию буквально на год-два, а дальше наблюдается либо возврат к прежним результатам, либо эффект маятника. Все равно люди рожают столько детей, сколько хотят. С этим надо научиться считаться и государству, и политическим организациям, и Церкви.
На сегодняшний день моя позиция как демографа такова. Несмотря на то, что аборты - это чудовищное зло, запрет их еще большее зло. Прекращения убыли населения мы этим не добьемся. Могу привести пример Польши, где аборты запрещены. При этом рождаемость у нас и в этой стране одинаковая, в России она даже немного выше. Зато в Польше имеет место "абортный" туризм.
В идеале абортов не должно быть, но только добиваться этого надо не с помощью запрета. Нужны нормальные условия жизни, которые не будут подталкивать к прерыванию беременности, и нормальная контрацепция.
Людмила КАМСЮК, заместитель генерального директора Российской ассоциации планирования семьи:
- Несмотря на то, что за последние 10 лет число абортов снизилось практически в 2 раза, все равно российские показатели в 10 раз выше, чем в таких европейских странах как Швеция, Финляндия, Нидерланды. Беспокоит не только число абортов, но и тот факт, что после них достаточно много осложнений. По разным данным, от 16% до 50% женщин имеют ранние или отдаленные последствия прерывания беременности. Некоторые осложнения приводят к нарушению репродуктивной функции и бесплодию. Очень тревожат аборты у подростков, доля которых составляет примерно 10%. То есть предмет для беспокойства есть. Задача состоит в том, чтобы не запрещать аборты, а снижать их число.
Вера ПРИЛЕПСКАЯ, руководитель отдела Научного центра акушерства, гинекологии и перинатологии РАМН, президент Российского общества по контрацепции, профессор:
- Считаю вопрос чрезвычайно болезненным, понимаю и сторонников запрещения абортов, и противников. Но убеждена в том, что в России на современном уровне развития в обозримом будущем аборты запрещены не будут.
У меня в руках документ об отмене запрета на аборты 1955 г., где сказано, что проводимые государством мероприятия по поощрению материнства и детства и непрерывный рост сознательности и культуры женщин позволяют отказаться от запрещения абортов в законодательном порядке, а предотвращение абортов можно обеспечить при дальнейшем расширении государственных мер по поощрению материнства и мер воспитательного и разъяснительного характера. (Тогда еще не было гормональной контрацепции, таблетки изобрели в 1960 г.). Отмена запрещения искусственного прерывания беременности, говорится в этом документе, также даст возможность устранить вред, который причиняется здоровью женщины абортами, производимыми вне лечебного учреждения.
И действительно, после отмены запрета смертность в результате криминальных абортов значительно снизилась и продолжает снижаться.
Запретить аборты означает обречь женщин на отсутствие права выбора. Они все равно будут делать аборты, идти на риск и всяческие ухищрения, чтоб избавиться от нежелательной беременности, а значит, возрастут показатели инвалидизации и заболеваемости, которые и сейчас высоки. Убеждена, запрещение ни к чему хорошему не приведет. Ни в одной стране мира за счет этого рождаемость не увеличилась.
Безусловно, аборты - это плохо. Какой выход? Наряду с изменениями социальных, экономических и прочих условий, наряду с поощрением материнства необходимо расширять рациональное использование современных средств контрацепции. Сейчас среди них появилось много новых, например влагалищное кольцо, накожные пластыри, которые существенно отличаются от тех контрацептивов, что были раньше. Кстати, Церковь не против контрацепции вообще, в частности естественный метод она поощряет, воздержание и вовсе приветствует.
Я сама человек верующий и никогда не посоветую женщине делать аборт. И ни один врач нашего центра не станет давать подобный совет, но ситуация такова, что акушеры-гинекологи вынуждены прибегать к аборту, например в случае изнасилования или если имеются медицинские показания. На базе нашего отделения открыт центр по профилактике абортов. Сейчас по инициативе академика В.Кулакова с участием Церкви организуется специальный кабинет, который будут посещать женщины перед тем, как идти на аборт, с ними будут беседовать, в том числе представители духовенства.
Тенденции в мире складываются таким образом, что все меньше стран остается приверженными запрету.
Кристина ЗАМПАС, сотрудница института "За репродуктивные права" (США):
- Женщина должна иметь право сама решать, сохранять беременность или прервать ее. Как только вводится запрет, аборты уходят в подполье, что сразу приводит к увеличению показателя материнской смертности, осложнениям и т.д. В тех европейских странах, где аборты разрешены, материнская смертность как раз очень низкая. Так, во Франции она составляет 6,4 на 100 тыс. живорожденных, в Финляндии - 5,4, в Нидерландах - 5,9, в Швеции - 3,2. А там, где искусственное прерывание беременности запрещено законом, этот показатель намного выше. В Румынии в 1996 г. руководитель страны Чаушеску ввел запрет на аборты, сделал нелегальной контрацепцию -таким образом он хотел достичь увеличения численности населения. Смертность в эти годы была в 10 раз больше, чем в других государствах Европы. А когда в 1999 г. аборты разрешили, она только за один год упала наполовину.
Сам факт запрещения вовсе не ведет к снижению числа абортов. Важными моментами являются доступность различных средств контрацепции, а также государственная поддержка материнства и детства. Например, в таких развитых странах как Швеция, Франция, Нидерланды она существуют.
Ирина ЛЕОНОВА, главный врач Центра планирования семьи и репродукции человека № 3 Москвы:
- Мне кажется, вопрос сейчас должен стоять не о запрете на аборты, а о воспитании подрастающего поколения, повышении культуры населения. Это, по-моему, государственная задача, решение которой приведет к снижению числа нежелательных беременностей, осознанному и ответственному родительству.
Сексуальная раскованность, распущенность, реклама вседозволенности привели к тому, что нынешнее поколение молодежи можно считать потерянным. Поэтому усилия необходимо направить на подрастающее. Видя, что семья не может, а школа не хочет заниматься воспитанием, мы временно взяли эту работу на себя в ущерб лечебной деятельности. Читаем лекции подросткам, проводим беседы, используем другие средства воздействия. Но беспокоит, что до сих пор ни государство, ни Дума не могут решить вопрос о программах полового воспитания. А между тем необходимость в этом острейшая. В нашем округе, как показали результаты анонимного анкетирования, сексуальный дебют приходится в среднем на 15-16 лет, 70% сексуально активных подростков курят, 82% принимают алкоголь, 41% пробовали наркотики. Вот и получается, что не запретами следует бороться с абортами. Прежде чем запретить, надо воспитать молодежь, рассказать, как сохранить репродуктивное здоровье, чем могут грозить беспорядочные половые связи, вредные привычки и т.д. Скоро абортов вообще может не быть, потому что уже сегодня 30% молодежи является бесплодными парами. Если раньше у нас был один врач по проблемам бесплодия, то теперь три, и все заняты по горло.
Подготовила Валентина ЕВЛАНОВА,
корр. "МГ".