Восстановить разрушенное
Похоже, на многострадальной чеченской земле наступило время надежды, время, когда народ, ведомый законно избранным президентом, сумеет навести долгожданный порядок, начать мирное строительство.
Вскоре будет изменен даже герб республики, в котором не останется места для волка...
Исходя из неофициальных данных, основанных на подсчетах медицинских работников, сейчас в республике проживает 354 тыс. детей в возрасте до 18 лет. Это 29% всего населения. Общее число жителей примерно 1100 тыс. человек. Кое-кто в СМИ прокомментировал цифры последней переписи как резкий прирост населения - это в военное-то время! Надо сказать, что на этот счет мнения врачей, постоянно работающих в республике, неоднозначны. Одни ставят под сомнение какой либо рост, говоря, что за восемь лет погибли десятки тысяч человек, другие уверены в том, что при советской власти общая численность чеченцев умышленно занижалось.
Как бы то ни было, нас сегодня больше интересует работа коллег - врачей Чечни, поэтому мы встретились с министром здравоохранения Чеченской республики Шахидом АХМАДОВЫМ, который ответил на наши вопросы.
- Шахид Саидович, что можно сказать о здравоохранении республики, которое в свое время не особенно отличалось от других регионов Российской Федерации, Советского Союза?
- Сейчас здесь совершенно иные условия, связанные с военными событиями, свои особенности, проблемы, несчастья, даже радости. Ставить на одну плоскость здравоохранение РФ и ЧР неверно, в первую очередь по той причине, что даже в добрые советские времена эта отрасль была у нас ущербной по сравнению с другими регионами. Республика в целом была промышленным нефтедобывающим районом, и солидная сумма средств шла в бюджет из самой республики, однако здравоохранению как отрасли внимания уделялось немного. Только в последние перед развалом СССР годы была выработана программа, направленная на закупку современного оборудования и т. д. (1988-1990 гг.). Потом все это прекратилось, а вскоре начались военные действия.
Война основательно прошлась по этому маленькому клочку земли, здесь нет ни одного метра, где бы не падали бомбы, не взрывались мины. Искорежена земля, искорежены экономика, культура, здравоохранение. На сегодняшний день проблем, связанных с охраной здоровья населения ЧР, становится больше, несмотря на то что отрасль постепенно восстанавливается. Это связано с тем, что сейчас население стало более требовательным в плане оказания медицинской помощи. Оно в какой-то мере выходит из стрессового состояния, которое испытывало на протяжении последних восьми лет, 85% населения республики находились под влиянием тех или иных негативных факторов.
За 9 месяцев этого года амбулаторные посещения прошли более 3 млн человек, более 85 тыс. пролечено в стационарах, тогда как в 2000 году всего за целый год амбулаторно-поликлинических посещений было около 500 тыс., пролечились в стационаре около 15 тыс. человек. В республике сегодня сделано более 9 тыс. крупных полостных операций по экстренным и плановым показаниям.
Если спросить, изменилось ли что-то в здравоохранении республики за этот год, то мы скажем - да. Изменились мы сами, медицинские работники, изменилось наше отношение к пациентам. Если все последние годы оказание лечебно-диагностической помощи проводилось бесконтрольно, не было общего руководства отраслью, не было требовательности, соподчиненности и т. д., а каждое лечебное учреждение боролось за выживаемость, то сегодня есть система управления, мы можем судить об индексе здоровья населения нашей республики, видим перспективу, можем прогнозировать. Но, самое главное, окончательно утвердилась надежда, что мир и спокойствие воцарятся на нашей многострадальной земле, что мы восстановим здравоохранение, образование, культуру, экономику в полном объеме. Эта надежда вселяет уверенность и желание медицинских работников совершенствовать свои знания, повышать квалификацию, работать на перспективу.
- Удовлетворены ли вы финансированием?
- Сейчас, когда у нас есть законно избранный президент Ахмад Кадыров, а к весне будущего года будет законно избранный парламент, бюджет станет в республике также законом, не будет, как сейчас, консолидированного бюджета, который можно распределять и расходовать как угодно. У нас должна появиться возможность приобретать на бюджетные средства то или иное оборудование, а определять приоритеты, что покупать, для каких целей, - прямая наша обязанность, для этого и существует Министерство здравоохранения, которое разрабатывает программу, которое знает истинную картину заболеваемости в районах республики.
Конечно, денежных средств не хватает. Если взять бюджет, утвержденный по Чеченской республике Минфином РФ на 2003 год - 1 млрд 311 млн руб., то на 10 месяцев мы недоосвоили еще более 600 млн руб. Нас просто не финансируют. Причем по таким статьям, как приобретение медицинского оборудования и предметов длительного пользования, сюда входят диагностическая и лечебная аппаратура, санитарный автотранспорт. Хотелось бы сказать, что если бы с начала 2000 года деньги по федеральной программе не распылялись, а направлялись в 10-15 приоритетных учреждений, то они давно были бы восстановлены и функционировали. Мы говорили бы тогда о какой-то специализированной помощи. Сейчас у нас соотношение специализированных коек к неспециализированным 15:85, как ни в каком регионе РФ.
Вторая часть финансирования связана с переходом здравоохранения на страховой принцип. У нас территориальный фонд медицинского страхования существует лишь на бумаге, во всяком случае он не работает в том направлении, в котором работают аналогичные структуры других регионов России. Сегодня мы определяем оплату за фактически пролеченных больных, не оценивая качество, объем лечения. А цель страховой медицины - конечный результат. Финансирование идет мизерное, и хотя Федеральный фонд обязательного медицинского страхования предназначен для выравнивания финансовых условий всех регионов, сегодня о таком выравнивании в нашей республике речь не идет. Думаю, здесь вина не Федерального фонда ОМС, а наша, потому что мы не в состоянии выделять деньги на неработающую часть населения, а она у нас составляет более 90%.
- Первый этап вашей концепции развития здравоохранения - это восстановление отрасли хотя бы в объеме уровня 1991 года...
- Полностью разрушены многие наши учреждения, такие как республиканская противотуберкулезная больница на 800 коек с противотуберкулезным диспансером, санаторий для больных туберкулезом на 300 коек, республиканская клиническая больница на 650 коек, ее 2-я очередь на 250 коек, городская детская больница № 2 на 450 коек, республиканская клиническая детская больница, кожно-венерологический диспансер, психоневрологический, наркологический диспансеры, многие другие. Есть уверенность, что до 2006 года все основные ЛПУ республики будут восстановлены. Правда, это будут, как правило, маломощные учреждения в приспособленных зданиях, потому что старые лечебные корпуса практически полностью уничтожены. Сегодня они размещаются в приспособленных зданиях - бывших школах, интернатах, детских садах. Когда же республика восстановится полностью, соответственно, будет заложено строительство новых объектов.
- Как обстоят дела с кадровым составом медицинских работников, какова материально-техническая база?
- Наша задача - сохранить и усилить кадры, если их не будет, то говорить сегодня о медицинском обеспечении населения республики бесполезно. Ни Москва, ни регионы России не станут за нас работать. У них достаточно своих проблем. По некоторым разделам медицины республика имеет серьезный кадровый состав (акушерство-гинекология, хирургия, травматология, нейрохирургия, челюстно-лицевая хирургия, неврология, нефрология). Однако применить свои практические и теоретические навыки специалисты не могут из-за отсутствия базы, нет обеспечения диагностической и лечебной аппаратурой. Врачи работают методами времен А.П.Чехова. Не можем проводить даже элементарного рентгенологического обследования! Мы не имеем подобия лечебно-диагностического центра, для проведения томографического или УЗ-исследования мы вынуждены направлять в соседние или центральные регионы. В республике нет ни одной эндохирургической стойки, многого другого хирургического оборудования.
Медицинские работники ЧР чувствуют большую ответственность перед населением, но испытывают бессилие из-за того, что не в состоянии оказать всем контингентам больных соответствующую помощь. Десятки тысяч больных направляются для получения квалифицированной медицинской помощи в основном в другие регионы Северного Кавказа, а наиболее тяжелые пациенты - в Москву и С.-Петербург. И не потому, что здесь нет медицинских кадров, специалистов, а из-за отсутствия материальных условий для проведения соответствующего обследования, лечения, реабилитации. Почти все деньги, выделяемые по линии ФОМС, уходят в другие регионы.
- Каковы проблемы в отдельных службах здравоохранения?
- Если в советские времена у нас была сравнительно низкая заболеваемость туберкулезом, существовала прекрасная противотуберкулезная программа, мы были в этом отношении в ряду ведущих регионов, то последние годы привели к тому, что эта система полностью вышла из строя. Мы потеряли 1195 коек, сегодня у нас 18,5 тыс. больных туберкулезом на учете, из них 2020 - с активными формами, среди детского населения около 60% тубинфицированных, а мы не в состоянии госпитализировать и 15% от больных с впервые установленным диагнозом. Сейчас на всю республику 175 туберкулезных коек, да и то они размещены в районах. В противотуберкулезном диспансере на 200 коек проведены ремонтные работы, но не подается вода, не решена проблема с проведением отопления, не работает канализация. По сей день противотуберкулезный диспансер не заселен, хотя мы закупили мягкий и твердый инвентарь. Если раньше было 39 передвижных флюорографических установок для выявления туберкулеза на ранней стадии, то сейчас 3-4, очень старые, которые большую часть времени простаивают из-за отсутствия ремонтной базы, нет и стационарных флюорографических установок, бактериологические лаборатории - единичные в некоторых районах. Учитывая столь тяжелую ситуацию с заболеванием в республике, мы решаем вопрос об увеличении заработной платы работникам противотуберкулезной службы в 2,5-3 раза.
Практически такая же обстановка в онкослужбе. Онкодиспансер с онкостационаром полностью разрушены, утрачено оборудование. Сегодня ремонтные работы ведутся в приспособленном здании, мы предполагаем открыть там хотя бы лучевое отделение на 40 коек и непосредственно сам диспансер.
Раньше у нас был психоневрологический диспансер на 100 коек и две психиатрические больницы республиканского значения с общей коечной сетью 550 коек, их корпуса тоже разрушены. Сейчас за счет части восстановленных корпусов на базе Самашкинской психиатрической больницы развернуто 75 коек, Брагунской - уже 180 коек, они включены в план целевой программы. Окончательное возобновление ремонтно-восстановительных работ планируется на 2006 год. В одной из грозненских поликлиник размещены три кабинета психоневрологической помощи.
То же с кожно-венерологической, наркологической службами. Специалисты работают, выезжают в районы, оказывают организационно-методическую, практическую помощь, но отсутствие материальной базы и кадров именно в этих службах мешает проведению полномасштабной работы.
Если говорить об охране здоровья матери и ребенка, то здесь ситуация, возможно, несколько лучше. Хотя кадровая обеспеченность педиатров около 45%, не хватает более 290 участковых врачей-педиатров, нет специализированных детских отделений, таких как нефрологическое, эндокринологическое, неврологическое, гинекологическое, гематологическое и т.д. Республиканская детская больница находится в бывшем здании турбазы, там идут ремонтные работы. Начатое в 1989 году строительство типовой детской клинической больницы на 360 коек с консультативной поликлиникой на 500 посещений в смену законсервировано по сей день и, к нашему счастью, эти корпуса не пострадали. Идет активная переписка с Минздравом России и руководством Южного федерального округа, помогает в этом вопросе вице-премьер Правительства России Галина Карелова, идет вопрос о завершении строительства. В свое время был разрушен 2-й родильный дом в Грозном, активно идет его новое строительство, расширенное в объеме, с большими площадями, он будет более современным, когда заработает в 2006 году. Вместе с завершением ремонтных работ 1-го роддома многие проблемы охраны материнства и детства в республике будут решены (при наличии родильных отделений во всех районах). Хочу отметить, что показатели практической работы у нас не хуже, чем в целом по РФ. Младенческая смертность на протяжении последних двух лет и по итогам 11 месяцев этого года в пределах 19,5 промилле. Несколько выше, чем по РФ, показатель перинатальной смертности, но это зависит не от работы специалистов, а от социальных условий, в которых живут наши женщины (до 85% их имеют экстрагенитальную патологию). Отрадно, что наметилась тенденция к повышению рождаемости, которая резко упала в 2000 году.
- Мы видели серьезные трудности с водоснабжением больниц, да и вообще жителей Грозного...
- Сейчас в Грозном до 60% воды не отвечают санитарным нормам по большинству показателей, хотя у нас четыре хороших водозабора, это охраняемые природные источники. Но 900-километровая водопроводная система разрушена, ее медленно меняют по участкам. С водоснабжением трудности будут сохраняться еще долго. Мы годами жили без электроснабжения, сейчас оно есть, и почти все больницы имеют автономные источники электроэнергии.
В заключение хотел бы сказать огромное спасибо коллегам из всех регионов Российской Федерации. Во многих районах страны лечились и лечатся жители Чечни, получают качественную медицинскую помощь. Но, к сожалению, есть единичные лечебные учреждения, в которых отказывают в лечении только из-за того, что пациенты чеченцы...
Беседу вел Альберт ХИСАМОВ