Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Анатолий Ситель: Мануальный терапевт поднимает за смену 4 тонны, и это нормально

На днях в Москве завершился семинар мануальных терапевтов, который провел один из основателей этого научного направления профессор Роберт Майне из Франции. В центре его внимания были вопросы диагностики, в которой, по мнению Р.Майне, у российских коллег очень высокие достижения. Как сообщала наша газета (см. "МГ" № 77 от 15.10.03), на недавней осенней сессии Генеральной ассамблеи Международной федерации мануальных терапевтов (FIM) в Швейцарии успехам россиян аплодировали их зарубежные коллеги. Докладчиком был вице-президент Российской ассоциации мануальных терапевтов, доктор медицинских наук, профессор Анатолий Ситель.

Но нынешняя наша беседа с Анатолием Болеславовичем касается не столько узкопрофессиональных, сколько "вольных", житейских тем, потому что он человек неординарный, и ему есть чем поделиться с читателями "МГ".

- Я слышал, что ваша не совсем привычная для нашего уха фамилия произошла от названия острова Ситэ на Сене в Париже, а корни вашего рода не только во Франции, но и в Польше.

- Это верно, мой отец чистокровный поляк. Но в нашем роду был француз, который во времена Наполеона I с боями дошел до Москвы, а во время отступления обморозился и остался в Польше. За ним ухаживала прекрасная полька, на которой он женился. От них и пошел наш род. Мой польский дед в 1900 году из-за тяжелых экономических условий уехал в Кисловодск на Ставрополье. Там в 1901 году родился мой отец Болеслав, который затем стал известным кардиологом. К нему приходили консультироваться не только местные жители, но и приезжавшие со всей страны пациенты санаториев. После войны он в числе первых освоил тогда новинку - электрокардиографию, без которой сегодня трудно представить даже сельскую больницу. Кстати, моя мама Анна Степановна - русская, всю свою жизнь проработала рентгенологом. И поскольку я рос во врачебной семье, где каждый вечер обсуждались все больничные новости, нет ничего удивительного, что я пошел по стопам родителей. Кстати, эта семейная традиция и сегодня продолжается: моя жена Елена Борисовна, доцент невролог, кандидат медицинских наук. Из троих наших детей средний сын уже работает врачом, а дочь - студентка 3-го курса РГМУ.

- Ну а на знаменитом для вашей семьи острове Ситэ вы побывали?

- Когда в первый раз приехал в Париж, то отправился его искать. Но оказывается, это уже и не остров, часть его попала под Собор Парижской Богоматери. Так что тут меня ждало разочарование...

- А как вы стали представителем и сегодня еще довольно редкой специальности - мануальным терапевтом.

- Когда я в 1965 году оканчивал Ставропольский государственный медицинский институт, то, к сожалению, ничего не слышал об этой профессии, уже существовавшей во многих странах мира. Окончил ординатуру по неврологии, аспирантуру - по нейрофизиологии, защитил кандидатскую диссертацию. Стал сначала сосудистым неврологом, а потом увлекся рефлексотерапией. Работал старшим научным сотрудником в научно-исследовательской группе нынешней РМАПО. Тогда уже в прессе было много публикаций о российских костоправах, и руководство Минздрава СССР приказало нам разобраться с этой проблемой. А когда этим занялись, то выяснилось, что на Западе уже давно существует целое научное направление - мануальная терапия.

Заведующий кафедрой рефлексотерапии Василий Гойденко нашел интересный путь для получения необходимых знаний. Из всех тогдашних соцстран мануальная терапия развивалась лишь в Чехословакии, но там не были знакомы с иглотерапией. Мы стали обучать ей специалистов из ЧССР, а они нас - мануальной терапии. Позже, в 1983 году на нашей кафедре прошел первый в СССР цикл специализации по мануальной терапии, куратором которого был я. В 1988 году на базе 15-й московской городской клинической больницы я организовал специализированное отделение мануальной терапии, которое затем превратилось в Московский центр мануальной терапии, а с 1991 года, после получения отдельного здания, на него были возложены научно-организационные функции Российского центра.

На базе нашего центра работает кафедра неврологии и нейрохирургии лечебного факультета РГМУ, которой руководит известный невролог академик РАМН Евгений Гусев. На этой кафедре есть курс мануальной терапии, я являюсь его руководителем, мы проводим обучение и специализацию врачей... Как видите, вся моя трудовая жизнь очень тесно связана с мануальной терапией, которая в 1997 году вошла самостоятельной строкой в Реестр врачебных специальностей МЗ РФ. Сколько усилий нам это стоило, знает один Бог...

Благодаря тому что в центре работают врачи, занимающиеся еще и научной деятельностью, ученые, готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации, мы смогли сделать теоретическое обоснование мануальной терапии, собрать воедино разрозненные прежде разработки ординаторов, неврологов, нейрохирургов, представителей других профессий.

Мы заняли свободную нишу, которая всегда была между неврологами и нейрохирургами. Ведь статистика показывала, что после нейрохирургических вмешательств по поводу нарушений в межпозвонковом диске в 70% случаев бывали не очень благоприятные результаты. А до 40% прооперированных становились инвалидами второй группы.

- А какова альтернатива мануальным терапевтам?

- Нами разработана и защищена авторскими свидетельствами и патентами технология консервативного лечения. Пациентов самого трудоспособного возраста - от 25 до 50 лет. Достигнуто значительное сокращение экономических потерь в целом по стране. Кстати, это была одна из главных причин, позволившей мануальной терапии полноправно войти в столь "тесный" Реестр врачебных специальностей. Мы возвращаем к нормальной жизни и полноценному труду категорию тяжелых больных.

- Что вы делаете для будущего мануальной терапии?

- Консолидируем, обучаем специалистов. Ежегодно на базе нашего центра проводим 2-3 семинара, на которые съезжаются мануальные терапевты со всей России. Проводим встречи с ведущими учеными, в том числе с зарубежными. Наш профессиональный научный журнал "Мануальная терапия" прошел суровую аттестацию ВАК и остался в числе 60 лучших (120 других медицинских журналистов не выдержали испытания). Словом, мы очень заботимся о высокой квалификации представителей этой самой молодой врачебной специальности, о достойной смене.

- Анатолий Болеславович, очень многие члены нашего редакционного коллектива в буквальном смысле слова прошли через ваши руки. Устраняя дефекты, зажимы нервов в позвоночнике, вы мощными рывками отрывали их от земли. Какую же нужно иметь физическую силу, чтобы в таком ритме работать целый день?

- В среднем мануальный терапевт за смену "вздымает" около четырех тонн. Но это нормально. Существует определенная техника, так называемые щадящие позы, когда поднимание вверх пациента происходит не за счет позвоночника врача, а путем сгибания наших коленных суставов и резкого их распрямления. И все позы врача при работе с больными основаны на принципах действия рычагов. Квалифицированному мануальному терапевту сила не нужна.

- Эти тяжести может поднимать и женщина - мануальный терапевт?

- Конечно. Моя первая учительница - мануальный терапевт из Чехословакии профессор Итка Дюрианова - миниатюрная женщина. В нашем центре тоже много женщин - мануальных терапевтов. К этой профессии им путь не закрыт.

- В одном из своих интервью вы предостерегали от чрезвычайного увлечения спортом, упражнениями, травмирующими межпозвоночные прокладки...

- Нет, не совсем так. Я очень уважаю спорт, ибо жизнь - это движение. Без него человек погибает. Вы знаете, если в 75-летнем возрасте кто-то ломает шейку бедра, вынужден лечь в постель, то не исключено, что через 3-4 месяца он может и погибнуть. Как оказалось, в связи с индивидуальным развитием позвоночника у каждого человека двигательный процесс тоже должен быть индивидуальным. Какие-то движения полезны, какие-то вредны.

Если у кого-то сглажен сзади грудной изгиб, то разгибание назад ему вредно. Там проходит симпатический ствол, осуществляющий трофическую иннервацию внутренних органов, тканей. Последние моментально начинают стареть, нарушать свои обменные функции. Появляются болезни внутренних органов. Для каждого ребенка и взрослого должна быть подобрана индивидуальная физкультура. А если человек будет в течение 5 лет каждое утро делать гимнастику, транслируемую по радио для всех, то он просто заболеет.

Кто не слышал крылатой фразы "бег ради жизни". Он полезен для сосудов, мышц. Но когда стали детально анализировать процесс бега, то обнаружили, что когда человек приземляется на пальцы ног, то вес его увеличивается в шесть раз, достигает полутонны. Для позвоночника такая перегрузка очень вредна, происходит его сотрясение, хрящи начинаю тразрушаться.

- Анатолий Болеславович, известно, что увлечения человека, хобби, порой раскрывают его с самой неожиданной стороны. При вашей солидной внешности, уравновешенном характере...

- Безумно люблю езду на автомобилях, изучать новые марки. За рулем я отдыхаю, готов ехать куда и сколько угодно. Мой многолетний стаж говорит мне, что, к сожалению, любая иномарка лучше и надежнее наших машин. За державу, конечно, обидно...

- А еще любой свободный день и час стараюсь провести на подмосковной даче, где мы с женой экспериментируем с различными саженцами. На участке у нас бьет фонтан, рядом лес - красота!

Дома в Москве у нас четыре кошки, так уж получилось. Один кот персидский, другая - помесь сибирской и сиамской пород, две беспородные, кстати самые умные...

- Слышал о вашем увлечении музыкой.

- Очень люблю современную эстрадную музыку. В свое время я окончил музыкальную школу по классу скрипки, неплохо играл, но победила медицина, и сегодня я уже не тревожу душу и не прикасаюсь к инструменту.

Без вашего вопроса расскажу о еще одном хобби - любви к путешествиям. Частично это связано и с работой - продвижением мануальной терапии в те регионы России, где ее не было. Из многочисленных зарубежных поездок в памяти остались поездки в Италию, где был раз шесть, читал лекции, лечил больных. Часто в такие зарубежные командировки нас направляли вместе с женой, неврологом по специальности. Помню, что в Риме был такой напряженный ритм работы, что мы выбирались из больницы поздно вечером, гуляли по вечному городу, и столица Италии так и запечатлелась в нашей памяти в блеске вечерних огней.

Мы объездили почти все страны Европы, были в Турции, Египте. Но это уже в зрелом возрасте. А в молодости как житель Ставрополья прошел по всем перевалам и ущельям Кавказа, такой красоты больше не увидишь нигде.

- Что бы вы пожелали нашим читателям?

- Я знаю, что это мои коллеги - медики. Нисколько не сомневаюсь, что они безгранично преданы своей профессии. Мой совет - не считайте свои знания исчерпывающими даже для сегодняшнего дня. Углубляйте их и заглядывайте вперед...

Беседу вел

Леонид ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ,

обозреватель "МГ".