Стилист Сергей Зверев: Артисты приходят ко мне как к врачу
Во времена, когда наша страна была за "железным занавесом", об участии советских мастеров в чемпионатах мира по парикмахерскому искусству пресса почти не писала, хотя побед было немало. Первым, кто получил высший балл на международной арене, был Сергей Зверев. В его салоне на 1-й Тверской-Ямской находится большой музей кубков, среди которых четыре национальные премии "Овация", несколько наград, привезенных с чемпионатов Европы и мира, есть даже "Оскар". В этот дом приходят к стилисту многие известные в России люди.
- Они приходят ко мне как к врачу. Чаще всего - это артисты, вернувшиеся с гастролей. Приходят на нулях, я имею в виду энергетическое поле. Делаю все для того, чтобы они отдохнули, привожу их в порядок и отпускаю на новый круг, в очередной виток их жизни. В этом моя работа похожа на работу медика, потому что для хорошего самочувствия надо иметь не только (и не столько) красивую прическу. Это я давно понял и решил заниматься комплексной стилистикой. Мне тесны рамки парикмахерского искусства. К сожалению, в нашей уникальной и очень сложной профессии больше дилетантов, чем профессионалов, думаю, что 80% моих так называемых коллег занимаются не своим делом. - Но вас-то признали сразу, как только вы первый раз вышли на подиум. И теперь наград столько, что они еле вмещаются в витрины вашего салона. А как все начиналось? - В то время, когда я начинал, профессии стилиста, имиджмейкера вообще не было. Тогда были парикмахеры и парикмахерши. Мне долго запрещали говорить слово "визажист". Предлагали заменять словом "косметолог". Я сразу стал осваивать и парикмахерское искусство, и декоративную косметику, и тонкости моды в одежде. Я не хотел заниматься только головой или только одеждой, представляя образ целиком. В 18 лет получил первые золотые медали. В глубине души всегда понимаешь, что хочется быть первым. Долорес Кондрашова была моим первым тренером, она меня заметила и вывела на международный уровень, где я познакомился с элитными тренерами: Робертом Вельнером из Австрии, Вернфридом Штеммером из Германии, Николя Эндрисом из Франции. Я получил уроки, что называется, из первых рук. Потом в Париже чудесным образом попал в роскошный Дом моды. Работал там и учился, причем совершенно бесплатно. Это была для меня хорошая школа. - Самая важная награда - "Оскар"? - Нет, мне очень дорога первая победа - в техническом училище. Получил ее через полгода учебы, и меня сразу послали не чемпионат, на котором были мастера со стажем 15-20 лет. И была еще одна значительная победа - чемпионат мира в Сеуле, когда все страны были против нас: Россия переживала финансовый кризис. - Начиная с 1996 года вы получаете награду за наградой? Что помогает вам на конкурсах завоевывать симпатии членов жюри и публики? - Награды посыпались гораздо раньше, просто рассказывать в прессе и по телевидению о наших победах стали лишь с 1996 года. Что помогает стать чемпионом? Работаю - будь здоров, а еще - ответственность, ведь любую команду, которая участвовала в международных соревнованиях по любым видам спорта, настраивали только на победу, иначе с какими глазами вы, мол, вернетесь домой... - Вы сказали о своих соревнованиях как о спортивных... - Да, в наших выступлениях очень много спорта. Есть, конечно, в программах чемпионатов и искусство, но оно очень технично. Я, безусловно, чувствую себя спортсменом. Представьте себе, за один выход на сцену я теряю до четырех килограммов... - "Встречают по одежке, а провожают по уму" - эту пословицу сочинил народ. Всегда, во все времена, люди заботились о своих нарядах, о прическе. Какую роль, на ваш взгляд, сегодня играет имидж человека в его профессиональной карьере, да и в личной жизни? - Если ты в ранге звезды, то не имеешь права плохо выглядеть. Говоришь о моде, а сидишь с огромным животом. Я обратил внимание, что о моде с телеэкрана, как правило, ведут беседы люди, которые только что встали с постели и не успели ни причесаться, ни одеться как подобает. Я бы тоже очень хотел ходить в джинсах, кроссовках и футболке... Мне это непозволительно. Постоянно нужно быть в форме. Если люди считают тебя звездой, то каждое слово, сказанное тобой, тем более о своей профессии, прежде чем его произнести, надо хорошо обдумать. Еще более тщательно надо относиться к тому, что ты надеваешь. Да, у нас встречают по одежке. Если входит человек, скромно одетый, с ним даже не будут разговаривать. Некоторые. Они смотрят прежде всего на одежду - так в России принято. В Америке на одежду мало обращают внимание. Я разговаривал там с одним миллионером и даже не думал, что это супербогатый человек. А у нас принято, чтобы все было от кутюр, и не меньше. В России люди видят одежду, а потом человека. - К вам нередко обращаются звезды эстрады, театра и кино. Какую работу вы считаете наиболее удачной? - Все работы разные. В работе с Валерой Леонтьевым ощутил настоящее удовольствие: я принимал участие в телевизионных съемках с ним, был у нас с Валерой и совместный проект фотосъемок. Такой работоспособности, как у него, я в жизни не наблюдал. С Людмилой Гурченко мы сделали совершенно фантастические работы. И сейчас работаю с Людмилой Марковной на ее спектакле. В нем играют Фоменко, Таранда... Творческой удачей считаю проект с Ириной Понаровской. Тогда все делали прически "от Понаровской", цвет волос таким, как у Ирины, одевались, как Понаровская. - Сейчас Ирина изменила свой имидж, он вам нравится? - Нравится она сама. А то, что на ней надето и как она причесана - это уже второй вопрос, это "мимо кассы". Сама Ирина безумно роскошная женщина... Поработал немного с Майей Плисецкой. Совсем недавно снял клип с Филиппом Киркоровым "А я и не знал" - на эту шикарную песню. На съемки мы ездили с ним в Питер. Неплохой клип сделали недавно с Андреем Губиным. Закончил работу с Аллой Борисовной. Пять клипов уже сняли, сейчас работаем над шестым. В двух клипах у нее я снялся сам. - Звезд привередливы? - Чем "звезднее", тем проще. Другие строят из себя "плюшевый десант", выделывают такие фокусы, как будто ко мне пришел не кто-нибудь, а Майкл Джексон. А сами, как правило, ничего собой не представляют. - В вашей профессии не обходится без интриг, без сплетен. Что вам помогает быть выше всего этого? - Я часто читаю о себе безумные вещи. Когда-то на авторов я обижался, хотел в суд подавать, но понял, что это бессмысленно. Моему салону исполнился год, и уже вокруг него ходит много слухов, говорят, например, что сюда нельзя попасть, что здесь только одни звезды, правительство. На самом деле идет живая запись. Все, кто хочет ко мне попасть, попадают. - Чтобы добиться мастерства в любом деле, надо уделять своей профессии много времени, и часто у людей искусства на личную жизнь времени не остается. Вы исключение из этого правила? - Если хочешь чего-то добиться, про личную жизнь надо забыть. Хотя стараюсь уделять по возможности внимание сыну. Живу с мамой, она у меня вполне молодая и красивая. А еще моя семья - это директор, пресс-атташе, несколько костюмерш, продюсер, люди, без которых я не могу обойтись. Личная жизнь и профессия - все должно быть в меру. Было время, когда я уж очень уходил в личную жизнь, - это сказывалось на профессии. Потом приходилось очень долго восстанавливаться. Ты - весь в любви, ждешь чего-то необыкновенного, а сталкиваешься с банальностью... К сожалению, сейчас много пустых, серых личностей, которые либо руководят страной, либо они, ничего собой не представляя, становятся олигархами. Не редкий случай, когда звезда на эстраде в жизни посредственный человек и вообще не интересна. Причина ее успеха кроется в грамотно записанных фонограммах, там работает команда... В нашей профессии более-менее продвинутые стилисты тоже обзавелись командами. - Ритм, в котором вы живете, может выдержать только сильный и здоровый человек. У вас есть какой-то секрет восстановления? - Горячий чай с лимоном. Никаких допингов, анаболиков, препаратов. А еще надо уделять время сну. Сам, правда, ложусь очень поздно, встаю рано, поэтому постоянно хочу спать. Мечтаю выбрать время и отоспаться, правда, сомневаюсь в том, что если я это время найду, то не факт, что усну. Иногда срываются какая-то репетиция, гастроли, съемка и у меня оказалось окно, закрываюсь ото всех и могу 5 часов пролежать в ванной: в хвойной, йогуртовой... - Сколько же надо йогурта? - Немного. Обмажьтесь, садитесь на полочку и сидите. - Что это дает? - Хорошую кожу. У нас нездоровая экология, мы постоянно на нервах. Чтобы быть в хорошей форме, надо хотя бы раз в месяц ходить в зал, заниматься спортом. Качаюсь в меру. У меня нет ни грамма жира. Раз в месяц можно в тренажерном зале уработаться вдребезги, да так, чтобы на следующий день не встать. Где-то не поесть, где-то отказать себе в сладком. - Меня всегда удивляет, когда звезды экспериментируют над своим здоровьем: то худеют, то полнеют... Вы, насколько я помню, всегда в одном весе. Не любите покушать? -Я люблю покушать так, что будь здоров. Ем все подряд и начинаю с десерта. Если я прихожу на свадьбу, вечеринку, день рождения, смотрю, где тут торты, пирожные, конфеты, печенье. Считаю, что я не худой. С 8-го класса в таком весе. Некоторые вещи до сих пор мне впору. Когда их надеваю, меня спрашивают: это Дольче Кабане или Гуччи? А это просто с выпускного вечера пиджак и брюки. Тогда тоже была такая мода. У меня есть давнишняя рубашка, все думают, что это от Роберто Ковали... Я его очень люблю, одеваюсь в его фирме, сам Роберто Ковали сделал для меня потрясающие костюмы. Насчет покушать. Я очень много работаю и трачу много энергии. Падаю, когда совсем без сил, сплю, потом встаю, привожу себя в порядок... Мама любит готовить борщ, пельмени, вареники с картошкой. Пельмени у нее сибирские, очень вкусные. От них можно стать безумно толстым. Мама с Байкала, и я там родился. Потом, в раннем моем детстве, мы уехали оттуда. Кухня вся оттуда. Люблю японскую кухню, особенно в зимнее время она у меня на первом месте, потому что организм обезвожен и требует свежих микроэлементов. А в японской кухне это есть. Летом - фрукты, овощи. Люблю украинскую еду, особенно холодное сало, с мороза, горячую картошечку... Беседу вел Влад КРАСНОЯРСКИЙ, корр. "МГ". |