Форум РМС

Лечение в Москве - 8 (495) 506 61 01

Лечение за рубежом - 8 (925) 50 254 50

Интервью с вирусологом о новом короновирусе

Профессор Михаил Щелканов — один из самых авторитетных вирусологов планеты, он ездил в очаги смертельной лихорадки Эбола, прицельно изучает,  в том числе, и коронавирусы в их природных очагах на Дальнем Востоке. Отлавливает и обследует летучих мышей и других носителей, от которых мутировавший вируc может перекинуться на человека – именно с этой ситуацией мы и столкнулись. А несколько лет назад Щелканов сумел предсказать вспышку инфекции в Южной Корее, вызванную другой разновидностью коронавируса.  Подробнее о вирусе, способах защиты иммунитета и пользе самоизоляции узнает у профессора ведущий программы «Чудо техники» Сергей Малозёмов.

Сергей Малозёмов: Михаил, когда я вас приветствовал, вы подали мне руку. Кроме того, вы не носите маску, а ведь это сейчас так модно! Многие стараются в последние дни избегать прикосновения к другим людям, а в транспорте я вижу не очень большое, но всё-таки существенное количество пассажиров в масках. Вы всего этого не делаете, почему?

Михаил Щелканов, профессор ДВФУ, зав. лабораторией вирусологии ФНЦ биоразнообразия Дальневосточного отделения РАН: Ну, во-первых, я за модой не гонюсь, а во-вторых, я чётко понимаю, что происходит. Чем характеризуется современный этап развития эпидемического процесса в Российской Федерации? Отсутствием массовых заражений и наличием только завозных случаев инфекции.

Профессор Щелканов подтверждает: маска может защитить, но только если менять её каждые 2-3 часа, следить за плотным прилеганием к лицу и при этом минимально прикасаться грязными руками к носу, рту и глазам. Мыть либо дезинфицировать руки лучше почаще! Вирус довольно живуч, но, к счастью, для большинства людей требуется существенная его доза. Сегодня все случаи инфекции в России — это люди, приехавшие из Европы, и те, кто с ними плотно контактировал, прежде всего члены семей. Вирусолог уверен: взрывного распространения не будет, если власти не допустят массового появления на публике заражённых, чихающих и кашляющих людей. А для этого делается всё возможное! Карантинные меры необходимы, и ради здоровья неизбежно придётся пожертвовать частью свободы. В Италии этого вовремя не сделали, и там пожилые люди умирают буквально сотнями: им не хватает аппаратов искусственной вентиляции лёгких, которые нужны при тяжёлой пневмонии, характерной для этого вируса. Михаил считает, что и в Италии, и в Иране к трагедии привело несовершенство местных систем здравоохранения, а в Китае и у нас некоторое советское наследие в части противоэпидемической борьбы и готовности вводить ограничения сохранилось — и это в данном случае играет нам на руку.

Михаил Щелканов: Да, Китай не просто показал жёсткость, у него действительно были эти системы. Их невозможно создать с нуля, «де ново», когда чрезвычайная ситуация уже возникла.

Сергей Малозёмов: То есть это пример того случая, когда менее демократическая страна показывает себя более эффективной?

Михаил Щелканов: Тут ведь речь идёт не о демократии…

Сергей Малозёмов: В том числе, речь идёт об ограничениях свобод людей. Итальянцев сложно заставить не выходить из дома.

Михаил Щелканов: Извините меня, но эпидемическая ситуация – это как раз тот случай, когда нужно чётко понимать, где кончается ваша личная свобода, и начинается ответственность за социум вообще. Да? Хотя понятно, что культурологические особенности у всех очень разные. Про итальянцев - там вообще всё очень странно. В предмаскарадные месяцы, они, естественно, не смогли отказаться от сверхприбыли - и вот результат.

Китай уже практически подавил вспышку. Ещё один его секрет, по мнению профессора, - в способности людей самоорганизовываться, строго соблюдая карантин и помогая тем, кто нуждается. У нас он тоже наблюдает определённые зачатки того же самого.

Уже сейчас я понимаю, что кто-то просто бегает по магазинам и скупает гречку. Но многие мои знакомые по соцсетям, даже молодые люди, задумываются о том, как будут, например, существовать в условиях самоизоляции их одинокие соседи. Если одинокий человек заразился, ему нужно самоизолироваться. Хорошо. Но он одинок! Кто будет мусор выносить, кто ему будет приносить продукты? Понимаете, такое движение есть, и оно идёт снизу.

Роста заболеваемости исключать, конечно, нельзя. Но есть и хорошие новости: ближе к лету подобные инфекции обычно ослабевают, как и все простудные заболевания. Уже тестируются вакцины, плюс вирусы имеют свойство при передаче от человека к человеку видоизменяться, становясь менее смертельными — ведь при гибели хозяина погибают и они сами. Сейчас, по мнению профессора Щелканова, в целом надо вести себя как во время обычной эпидемии гриппа, но быть готовым к прекращению работы разных видов транспорта и учреждений, соблюдать карантинные и другие требования врачей. И не паниковать, ведь для специалистов это не первая эпидемия. И хотя нынешняя ситуация по экономическим и социальным последствиям, конечно, выдающаяся, но средства борьбы известны, и — я лично в это тоже верю — они очень скоро сработают!

24.03.2020